Freitag, 15. Februar 2013

"Auschwitz. Damit die Erinnerung lebt" von Daria Bobrovskaya

Im Beitrag "Auschwitz. Damit die Erinnerung lebt" setzt sich Daria Bobrovskaya aus Russland mit der Frage auseinander, wie das Thema "Holocaust und Völkermord" von Historiker/-innen und Journalist/-innen behandelt werden soll. Denn die Problematik besteht nicht darin, dass es an verlässlichen historischen Fakten und Quellen mangelt, sondern es liegt an dem Thema selbst. Wie soll man begreifen, warum anderthalb Millionen Menschen  im Konzentrationslager Auschwitz-Birkenau qualvoll sterben mussten? Wer ist schuld? Wie schreibt man über Holocaust?

Der Beitrag (in russischer Sprache) ist unter "Weitere Informationen" abrufbar.


Аушвиц. Чтобы Память жила
Даже о тех событиях, которые более полвека назад стали достоянием истории, журналисту и историку бывает сложно писать. Сложно не потому, что не хватает исторических фактов и достоверности, а потому, что это холокост. Смерть и пытки полутора миллионов узников концлагеря Аушвиц-Биркенау в бараках и газовых камерах, умерщвление человека человеком - всё это слишком чудовищно, чтобы журналист спокойно мог описывать сюжеты безумного прошлого. В дополнение - не дающие покоя вопросы "Кто виноват?" и "Кого обвинять?". Как писать о холокосте?

Аушвиц - это инъекция
Многие посетившие однажды мемориал Аушвиц признаются, что эта поездка наложила на них отпечаток. Аушвиц - это как инъекция, от которой сначала больно, но которая придаёт психологический иммунитет.  Каждый день в мемориал Аушвиц-Биркенау в польском городе Освенциме недалеко от Кракова приезжают десятки школьников, историков и чтящих память из Европы, Израиля, России и других стран. С момента освобождения концлагеря в январе 1945 это место стало символом безумия идеологии национал-социализма и, в первую очередь, уничтожения еврейского народа (девяносто процентов узников были евреями). Мемориалом это место стало почти сразу же после освобождения Аушвица.
"По степени консервативности мемориал Аушвиц сравнится разве что с папством или республикой Куба", - рассказывает директор мемориала Петр Цивинский. "Руководство менялось здесь за всё время лишь четыре раза, а сам мемориал бережно хранит и чтит память, не допуская попадания "инородных тел". Туризм, коммерция и современное искусство здесь - табу". Сильные по впечатлению экспозиции вмещают лишь произведения тех авторов, которые сами прошли через ад Аушвица. Мемориал Аушвиц-Биркенау - это живой инструмент по переработке исторического прошлого путём сопереживания и рефлексии.  Входящий сюда - не на полчаса, не на час! - должен понять, что НИКОГДА БОЛЬШЕ не имеет право повториться страшное преступление против человека. Мемориал Аушвиц никого не приговаривает и не обвиняет, но призывает любого человека любой национальности к совместной скорби и ответственности за будущее, где повторение прошлого невозможно. В этом - цель и смысл мемориала.

Вслушиваться в голос жертв
Как и что говорить об Аушвице? "Находясь здесь, мы должны вслушиваться в голос жертв этого чудовищного места", - размышляет священник проф.д-р Манфред Дезелерс, более двадцати лет проживший при мемориале. "У каждой нации есть своя историческая перспектива, кем бы этот человек ни был - просто посетителем, журналистом и т.д. Для немцев ключевой пункт - это преступление и наказание. Приходящие сюда евреи недоумевают: как совершение подобного было возможно в христианской Европе. Бывшие советские граждане вспоминают обычно победу, а не жертвы. Американцы возмущаются нарушением прав человека. Мы же должны, находясь в этом месте, внимательно вслушаться в него и понять, что голос миллионов жертв пытается донести до нас. Мы должны учиться у этого места, и мы должны учиться слушать друг друга".

Главное - узнать правду
Газовый "душ", детоубийство, умерщвление непосильным трудом и голодом - по-настоящему осознать свершившиеся здесь преступления здоровый человеческий рассудок не в состоянии. До сих пор находятся  готовые отрицать факт холокоста и, не смотря на наличие живущих сегодня свидетелей прошлого, утверждать, что Аушвица не было. Аушвиц вытатуирован, однако, острой иглой на руке и в сердце десятков бывших узников по всему миру, которые своими рассказами и воспоминаниями помогают сегодня нам самим справиться с фактом существования концлагеря. "В памяти остался сладковатый запах, как будто бы выпекали печенье. Это в крематории тысячами сжигали людей", - вспоминает Кристина Максимовна Ольхова, пережившая Аушвиц ныне москвичка. "Будучи полькой, я долгие годы вынуждена была молчать о пережитом, и сейчас я делаю всё возможное, чтобы как можно больше людей узнало правду об Аувшице".

Для переживших Аушвиц и согласившихся об этом говорить сегодня вопрос корректности расспросов не стоит. "Это - такие же люди, со своей историей, и они рассказывают её именно так именно для того, чтобы её рассказать", - убеждает доктор Дезелерс. В день памяти, 27 января, ежегодно в мемориале собираются политики, дипломаты, пресса, чтобы говорить и писать об Аушвице. Не жалея себя, не отказываясь, бывшие узники фабрики смерти отвечают на вопросы журналистов, засучивают рукав, чтобы оголить татуировку с номером, и показывают молодым журналистам "свой" барак. Всё это - чтобы Память жила, чтобы преступление никогда не повторилось.

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen